Закрыть
Нажмите enter для поиска

Крановый путь

Подкрановые пути: предназначение и особенности

Для рационального распределения крановой нагрузки и равномерного движения грузоподъемных кранов используются подкрановые пути.

Правильность выбора, грамотный монтаж и своевременное квалифицированное обслуживание играет ключевую роль в безопасности и надежности эксплуатации кранового оборудования.

Основные виды подкрановых путей

Общая классификация таких систем делит подкрановые пути на подземные и наземные. Надземное оборудование получило широкое распространение для работы с мостовыми кранами, кран-балками, и другими специализированными кранами в условиях производственных и складских объектов, а также открытых площадок. Подкрановые пути устанавливаются на специальные балки из стали или железобетона, которые монтируются непосредственно к несущим колонам.

Подкрановый путь мостового крана

Надземные подкрановые пути, в свою очередь, разделяются на пути опорного и подвесного типа. На пути первого типа грузоподъемное оборудование устанавливается сверху, на пути второго типа оборудование подвешивается. Оба вида подкрановых путей подходят для монтажа на любых объектах. Основным требованием к установке таких путей является уровень устойчивости опорной конструкции, которая должна по проектным расчетам выдерживать нагрузку от путей и грузоподъемного оборудования.

Подкрановый путь козлового крана

Монтаж наземных путей может проводиться, как на открытом пространстве, так и в условиях производственных помещений. Такой тип путей чаще всего используется в паре с козловыми кранами, передвижными кранами или напольными тележками.

Особенности устройства подкранового пути

Устройство подкранового пути в условиях улицы имеет свою сложную специфику, поскольку требует снятие плодородного слоя грунта, обустройства водоотводов, а также укладки многослойной отсыпки при помощи песка, щебня и дресвы.

Надземный вариант исполнения подкрановых путей требует тщательного подбора габаритных размеров подкрановой балки для крепления рельс. Размер балки подбирается с учетом грузоподъемности кранового оборудования. Наиболее распространенным решением является использование металлических широкополочных двутавровых балок с шириной полки от 20 сантиметров и высотой от 60 сантиметров.

В качестве рельс используют специализированную крановую модификацию КР-70 или узколинейный вариант Р-24. При возведении металлоконструкций с небольшим удельным весом допускается применение квадратного металлопроката с сечением от 5х5 сантиметров.

Способы крепежа таких рельс достаточно разнообразны. Как правило, узколинейные варианты рельс и квадратный металлопрокат крепиться при помощи сварки. Рельсы КР-70 монтируются исключительно с применением болтовых соединений. Такой вариант считается более надежным и долговечным, но и отличается более высокой ценой.

В ГОСТе прописаны основные требования к рельсам путей такого типа. Согласно ГОСТу, они должны быть горизонтальными, параллельными, и предельно прочными для выдерживания нагрузок от крановых колес.

Наземный тип подкрановых путей не требует использования балок. Такой вариант подкрановых путей подразумевает крепление рельс непосредственно к деревянным шпалам с использованием железнодорожных гвоздей для кранов с грузоподъемностью не выше 10 тонн. Также наземные пути при монтаже требуют большого количества балласта.

Для кранов с грузоподъемностью, которая превышает 16 тонн, требуется использование железобетонных шпал со специальными болтовыми системами крепления. Монтаж и демонтаж таких шпал отличается простотой и высокой скоростью, если сравнивать с деревянными шпалами. Тем не менее, такой вариант обойдется существенно дороже, но позволит сэкономить порядка 40% балласта.

Монтаж, обслуживание и ремонт подкрановых путей

Проводить монтаж таких систем могут только квалифицированные специалисты, которые имеют действующие допуски от Ростехнадзора.

Установка подкранового пути должна проводиться в соответствии с нормами монтажа и безопасности по подготовленному и утвержденному проекту.

Проект таких сооружений должен разрабатываться с учетом:

  • Необходимой предельной грузоподъемности оборудования;
  • Режимов нагрузки и эксплуатации;
  • Пролета и необходимой высоты подъема крана;
  • Температурных режимов, при которых будет работать крановое оборудование.

Нивелировка подкрановых путей

Обязательным моментом при монтаже является согласование рельсов, поскольку это существенно влияет на безопасность использования крана.

Также перед сдачей подкрановых путей в эксплуатацию следует провести их нивелировку. На основе этой операции составляется отчет, который регламентирует условия обслуживания и эксплуатации крана.

Крановые пути должны проходить регулярное и своевременное обслуживание, в ходе которого проверяется качество болтовых соединений, работа выключателей конечного типа, уровень отклонения рельс от первоначального проекта и многие другие моменты.

Рихтовка подкрановых путей

Ремонт таких путей проводится при помощи калибровки, рихтовки или замены элементов конструкции, которые пришли в негодность в ходе эксплуатации.

В некоторых случаях требуется полная замена подкранового пути, которая включает разработку и утверждение нового проекта, а также полный демонтаж старой конструкции.

В среднем, качественно спроектированные и смонтированные подкрановые пути могут служить до 25 лет.