Для рационального распределения крановой нагрузки и равномерного движения грузоподъемных кранов используются подкрановые пути.
Правильность выбора, грамотный монтаж и своевременное квалифицированное обслуживание играет ключевую роль в безопасности и надежности эксплуатации кранового оборудования.
Основные виды подкрановых путейОбщая классификация таких систем делит подкрановые пути на подземные и наземные. Надземное оборудование получило широкое распространение для работы с мостовыми кранами, кран-балками, и другими специализированными кранами в условиях производственных и складских объектов, а также открытых площадок. Подкрановые пути устанавливаются на специальные балки из стали или железобетона, которые монтируются непосредственно к несущим колонам.
Надземные подкрановые пути, в свою очередь, разделяются на пути опорного и подвесного типа. На пути первого типа грузоподъемное оборудование устанавливается сверху, на пути второго типа оборудование подвешивается. Оба вида подкрановых путей подходят для монтажа на любых объектах. Основным требованием к установке таких путей является уровень устойчивости опорной конструкции, которая должна по проектным расчетам выдерживать нагрузку от путей и грузоподъемного оборудования.
Монтаж наземных путей может проводиться, как на открытом пространстве, так и в условиях производственных помещений. Такой тип путей чаще всего используется в паре с козловыми кранами, передвижными кранами или напольными тележками.
Особенности устройства подкранового путиУстройство подкранового пути в условиях улицы имеет свою сложную специфику, поскольку требует снятие плодородного слоя грунта, обустройства водоотводов, а также укладки многослойной отсыпки при помощи песка, щебня и дресвы.
Надземный вариант исполнения подкрановых путей требует тщательного подбора габаритных размеров подкрановой балки для крепления рельс. Размер балки подбирается с учетом грузоподъемности кранового оборудования. Наиболее распространенным решением является использование металлических широкополочных двутавровых балок с шириной полки от 20 сантиметров и высотой от 60 сантиметров.
В качестве рельс используют специализированную крановую модификацию КР-70 или узколинейный вариант Р-24. При возведении металлоконструкций с небольшим удельным весом допускается применение квадратного металлопроката с сечением от 5х5 сантиметров.
Способы крепежа таких рельс достаточно разнообразны. Как правило, узколинейные варианты рельс и квадратный металлопрокат крепиться при помощи сварки. Рельсы КР-70 монтируются исключительно с применением болтовых соединений. Такой вариант считается более надежным и долговечным, но и отличается более высокой ценой.
В ГОСТе прописаны основные требования к рельсам путей такого типа. Согласно ГОСТу, они должны быть горизонтальными, параллельными, и предельно прочными для выдерживания нагрузок от крановых колес.
Наземный тип подкрановых путей не требует использования балок. Такой вариант подкрановых путей подразумевает крепление рельс непосредственно к деревянным шпалам с использованием железнодорожных гвоздей для кранов с грузоподъемностью не выше 10 тонн. Также наземные пути при монтаже требуют большого количества балласта.
Для кранов с грузоподъемностью, которая превышает 16 тонн, требуется использование железобетонных шпал со специальными болтовыми системами крепления. Монтаж и демонтаж таких шпал отличается простотой и высокой скоростью, если сравнивать с деревянными шпалами. Тем не менее, такой вариант обойдется существенно дороже, но позволит сэкономить порядка 40% балласта.
Проводить монтаж таких систем могут только квалифицированные специалисты, которые имеют действующие допуски от Ростехнадзора.
Установка подкранового пути должна проводиться в соответствии с нормами монтажа и безопасности по подготовленному и утвержденному проекту.
Проект таких сооружений должен разрабатываться с учетом:
Обязательным моментом при монтаже является согласование рельсов, поскольку это существенно влияет на безопасность использования крана.
Также перед сдачей подкрановых путей в эксплуатацию следует провести их нивелировку. На основе этой операции составляется отчет, который регламентирует условия обслуживания и эксплуатации крана.
Крановые пути должны проходить регулярное и своевременное обслуживание, в ходе которого проверяется качество болтовых соединений, работа выключателей конечного типа, уровень отклонения рельс от первоначального проекта и многие другие моменты.
Рихтовка подкрановых путейРемонт таких путей проводится при помощи калибровки, рихтовки или замены элементов конструкции, которые пришли в негодность в ходе эксплуатации.
В некоторых случаях требуется полная замена подкранового пути, которая включает разработку и утверждение нового проекта, а также полный демонтаж старой конструкции.
В среднем, качественно спроектированные и смонтированные подкрановые пути могут служить до 25 лет.